Лысьвенское благочиние

Чусовой, Лысьва, Губаха, Горнозаводск и Гремячинск

Православные сайты  Пермская епархия  Майл  Яндекс  Гугл

 Строгановские иконы

 

Самыми знаменитыми школами русской иконописи являются Московская(XIV-XV), Новгородская(XII-XV) и Строгановская (конец XVI-XVIIвв.).  Во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке были уничтожены иконописные школы Киева и других крупных городов Руси. От домонгольского времени сохранились лишь единичные экземпляры икон. Не подверглись монгольскому опустошению иконописные мастерские Новгорода. Вот почему здесь расцвела знаменитая Новгородская школа. Вслед за ней достигла  расцвета столичная Московская школа иконописи.            

                          Сретение иконы Богоматерь Владимирская,

    Строгановская школа, конец XVI в.

   И, наконец, наиболее поздняя Строгановская школа, которая завершает «Золотой век» русской иконописи.

 Первые строгановские иконы 16-го века  похожи на новгородские. Они напоминают новгородские интенсивностью и силою цвета, чем отличаются от московской школы.

 Большинство лучших строгановских икон было написано для Максима Яковлевича и Никиты Григорьевича Строгановых – тех самых, которые сражались с царевичем Алеем в 1582 году под Нижними Чусовскими городками и снарядили Ермака покорять Сибирь. Возможно, что именно им принадлежит и инициатива создания собственных иконописных мастерских, в которых они собрали иконописцев со всей страны. Ведь иконы Строгановской школы были лучшими образцами иконописи этого времени.  «На наилучших иконах последней четверти 16-го столетия и первой половины 17-го обычно встречаются надписи о том, что образ написан для кого-нибудь из рода Строгановых», - пишет Н.П.Лихачев («Краткое описание икон собрания П.М.Третьякова», М.,1905 г.)                           

 

 Строгановские иконы отличаются светлыми, чистыми красками, тщательной выписанностью деталей, «драгоценностью» письма.  Самым знаменитым иконописцем Строгановской школы является Прокопий Чирин. Его кисти принадлежит, например, знаменитая икона Иоанна-воина, написанная по заказу Максима Яковлевича Строганова, а так же икона Владимирской Божией Матери созданная для Никиты Григорьевича. В конце жизни Прокопий Чирин становится придворным иконописцем царя Михаила Романова. В 1621 году П. Чирин умирает.

Никита-воин

Прокопий Чирин

 

Чудо Георгия

со змием

Никифор Савин

1 п. XVII в.

 

Ангел в пустыне

Прокопий Чирин

 

Богоматерь Владимирская

1 п. XVII в.

 

 

Успение Пресвятой Богородицы

Назарий Савин

 

Сретение

Владимирской иконы Божией матери

Семен Бороздин, конец XVI в.

 

Никита-воин

предстоящий

Богородице

кон. XVI в.

 

 

Чудо Георгия со змием

Никифор Савин

 

 

Иоанн Предтеча в пустыне

нач. XVII в.

 

Богоматерь Владимирская

Истома Савин

 
Введение во храм Пресвятой Богородицы  

Богоматерь Гора Нерукосечная с предстоящим

Никтой

 

Деисус с предстоящими

Дербин Постник

 

Положение во гроб

кон. XVI в.

 

Иоанн Лествичник и Савва Стратилат

нач. XVII в.

 

 

Триптих

Предстоящие

Истома Савин

 

Богоматерь с младенцем

Назарий Савин

 

Чудо Феодора Тирона

Никифор Савин

 

Чудо о змие Феодора Тирона

Никифор Савин

 

Богоматерь Владимирская

Умиление

Прокопий Чирин,

нач. XVII в.

 

Происхождение честных древ креста Господня

нач. XVII в.

 

 

Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич

Прокопий Чирин

 

Семь отроков Эфесских

Семен Бороздин

 

Рождество Николы Чудотворца

Семен Бороздин

 

Преображение Господне

нач. XVII в.

 

 

Пророк Давид

Назарий Истомин Савин

 
Симеон Столпник
 

   Назарий Истомин Савин

  Царевич Димитрий

 Лучшие мастера-иконописцы Строгановской школы жили в Сольвычегодске и в Москве. Однако, мастера-иконописцы были и в Орле-городке, в Пыскорском монастыре и в Соликамске. Традиции Строгановкой школы сохранялись в XVII веке. Близкой к Сольвычегодской школе специалисты относят и знаменитый образ св. Николая Чудотворца из Соликамка. Но к концу XVII века происходит «вульгаризация» Строгановской живописи. Место настоящих образцов школы занимает подражания ей.

 

 Почему последняя знаменитая школа древнерусской иконописи расцвела где-то на окраине, а не в Москве? Напомним, что расцвет Строгановской школы связан с именами Никиты и Максима Строгановых, того самого Максима, которого в детстве спас от тяжелой болезни святой Трифон Вятский. В то же время как в Москве нравы при дворе Ивана Грозного, слухи об убийстве агентами Бориса Годунова юного царевича Димитрия – не могли способствовать нравственному здоровью знатного московского боярства. Способствовало огрублению нравов так же закрепощение в 1592-1597гг. русского крестьянства. Затем, в начале XVII века, на который приходится расцвет Строгановской школы, на Руси наступило смутное время. В результате центр культурной жизни на какое-то время переместился на окраину, в Сольвычегодск и в Пермь Великую, куда, возможно, бежали от Смуты лучшие иконописцы.

 

Полезные ссылки

http://www.rusicon.ru/

http://www.obraz.org/

Литература

1.Грабарь И.Э. Исторiя русскаго искусства. Исторiя живописи. П.Муратов «Строгановские иконописи»

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/grabar/grabar_6_1_10.htm

 

2.Введенский А., Иконные горницы у Строгановых в XVI-XVII вв., в кн.: Материалы по русскому искусству, т.1, Л., 1928;

3.Дмитриев Ю. Н., "Строгановская школа" живописи, в кн.: История русского искусства, т. 3, М., 1955.

4.Сергеев Н. Строгановская школа в русской иконописи // Журнал Московской Патриархии. М.,  1947. №01.

  [вверх]

Пермский край г.Чусовой