Лысьвенское благочиние

Чусовой, Лысьва, Губаха, Горнозаводск и Гремячинск

Православные сайты  Пермская епархия  Майл  Яндекс  Гугл

Святые и состояние нравственности в XVI-XVII вв

 

Благочестие: истинное и ложное

 

 В XVI веке «Немало поражала иностранцев любовь русских к молитве и употреблению крестного знамения. Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно. Каждый, пробудившись от сна нощного, первым долгом считал помолиться пред домашними иконами, и никто не выходил из дома, не помолившись. Всякое дело и работу, важные и неважные, начинали молитвою, осеняли себя крестом и призывали имя Пресвятой Троицы. Садясь за стол, крестились и молились в продолжение стола осеняли крестом каждое новое кушанье и питье, как поступал и сам царь. Весьма многие, не знавшие никаких молитв, повторяли одно: "Господи, помилуй"…Дивились иноземцы и тому, как чтили русские благословенный хлеб и святую воду. К царю каждое утро только он оканчивал утреннюю молитву, являлся его духовник с чашею святой воды и окроплял сперва образа царской молельни, потом царя».(Митрополит Макарий «История Русской Церкви»).

 

 Но мы бы ошиблись, если бы думали, что большинство русских понимали глубинный смысл православного учения, ведущего к спасению и любви через соблюдение заповедей и нравственное совершенство.  «Идеализация русской жизни была бы извращенным выводом из сияния ее святости…Во многом святые являются прямым отрицанием мира, то есть жизни народа, к которому они принадлежат… Даже основное направление русского мирянского благочестия не совпадает с духом русской святости. Характеризуя это благочестие по историческим документам, каноническим и соборным памятникам, не можем не видеть огромного преобладания ритуализма». (Федотов,«Святые Древней Руси»).

 

 В то же время силен был еще древний языческий магизм. Некоторые продолжая исповедовать в точности христианские обряды, прибегали к услугам знахарей. «И не только простой народ - сами князья, в том числе, как известно, и великие - Василий Иванович и Иван IV, обращались к этим ведунам и волшебникам, просили их совета и помощи, пользовались их нашептываниями, заговорами, чарованиями, заклинаниями, брали от них врачебные зелия, коренья, камни и пр…

 

 Большинство русских смотрели тогда на нравственность односторонне и как веру свою полагали почти исключительно в обрядах, так и благочестие - в исполнении обрядов… Образец такого благочестия и вместе порочности представлял собою царь Иван Васильевич. – пишет митрополит Макарий в «Истории Русской церкви». - Он был величайшим ревнителем церковных уставов, каждый день посещал все церковные службы и окроплялся святою водою, каждое дело начинал крестным знамением, а в слободе Александровской вместе с своими опричниками старался выполнять даже монашеский устав: носил иноческую одежду, выстаивал продолжительные богослужения, сам звонил и читал жития святых за братскою трапезою и молился так часто и так усердно, что на лбу его от земных поклонов были шишки. Но в душе, казалось, у него не было ничего не только христианского, даже человеческого, ни искры христианской любви, чистоты, справедливости. Как лютый зверь, жаждал он крови человеческой, услаждался пытками и страданиями своих несчастных жертв, измучил и истерзал тысячи невинных; вместе с тем предавался самому грубому невоздержанию, самому безобразному распутству, семь раз был женат; пожираемый ненасытным сребролюбием, грабил всех и все, и церкви, и монастыри. Многочисленные опричники царя выбивались из сил, чтобы подражать во всем своему высокому образцу, и действительно являлись достойными его последователями и по бесчеловечию, и по распутству, и по грабительству, оставаясь совершенно безнаказанными.», - пишет митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви».   Страшный пример Ивана Грозного, негативно сказавшийся на состоянии народной нравственности, много способствовал дальнейшим бедам Руси в начале следующего XVI века.

 

 Однако,  на этом фоне еще ярче виден свет подвигов русских святых, которые выходили из разных слоев общества. Среди них и простые люди, и князья, и юродивые, и святители. Ярок и светел пример главы Русской церкви митрополита Филиппа.

 «Подвиг св. Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный… из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор. Его житие сохранило нам пересказ вдохновенных его речей: "Отколь солнце начало сиять на небесах, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу... Мы, о государь, приносим здесь бескровную жертву, а за алтарем льется кровь христиан..." И в ответ на угрозы царя: "Не могу, повиноваться повелению твоему паче, нежели Божьему... Подвизаюсь за истину благочестия, хотя бы лишился сана и лютейше пострадал". Для св. Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры: "Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское".

 

 XVI век дает нам многочисленные примеры святых, хранивших чистоту веры и чистоту жизни. Современники были поражены изумительной жизнью святой Иулиании Лазаревской. «Во время голода и моровой язвы, еще при Грозном, она хитростью выпрашивает у свекрови пищи, будто на завтрак и полдник для себя, и раздает все голодным. Хоронит умерших, заказывает по ним сорокоусты. Заразных больных, от которых все сторонятся, она моет в бане своими руками, тайно от свекра и свекрови...» После смерти мужа уделив детям полагающееся им наследство святая Иулиания всю себя и все свое имущество полагает на дела милосердия. Особенно во время голода, когда требовалось спасать людей от голодной смерти. «Она распродала весь скот, одежду и посуду для голодных и дошла сама до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою Нижегородскую вотчину, где, может быть, голод менее свирепствовал, и отпустить на волю своих рабов, которых нечем было кормить. Некоторые из них, впрочем, остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору. Из этих суррогатов она пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих: нищих в то время было "без числа". Соседи говорили им с укоризной: "Что вы ходите к ней в дом? Она сама помирает с голоду". Но нищие уверяли, что нигде они не едали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы. Брали у нее и соседи для пробы ее хлеба из лебеды и удивлялись: "Горазды рабы ее печь хлебы". Так через пять веков Юлиания Осорьина повторяет подвиг печерского инока Прохора Лебедника. Но конец уже был недалек. Юлиании в это время не менее семидесяти лет. Разболевшись на Рождество, она причастилась и простилась с детьми и слугами, "поучив их о любви и милостыне". О себе призналась, что желала давно ангельского образа, но не сподобилась ради грехов своих. Скончалась она 10 января 1604 г. Прощавшиеся с ней видели над головой ее золотой круг, "яко же на иконах пишется". Когда через десять лет хоронили ее сына Георгия у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Сын Дружина, рассказывающий об этом, не мог убедиться в полном нетлении тела: "От ужасти не смеяхом досмотрети, только видехом нозе ее и бедры целы суща". Этим миром, а когда оно исчерпалось, то перстью из гроба мазались больные и получали облегчение. "Мы же сего не смеяхом писати, яко не бе свидетельство".(Федотов «Святые Древней Руси»).

 

 Такой же пример целеустремленного стремления к Богу через очищение сердца и чистоту жизни мы видим и у святого Трифона Вятского, который оставил на века добрую память в Чусовских землях. Настоящая святость - последование Христу в исполнении его заповедей.

 Однако, после эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова святых становится заметно меньше. «XVI век в Русской Церкви уступает XV, бесспорно, в том, что составляет сердце церковной жизни, – в явлении святости. – пишет Федотов в книге «Святые Древней Руси».

  

 Во многом падению нравственных идеалов способствовало постепенное установление крепостного права. Не случайно введение крепостничества в конце XVI стало как бы логическим завершением эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова.

 В 1591 или 1592 гг. Борис Годунов издал указ, запрещающий свободный переход крестьян из волости в волость. Окончательно установилось крепостное право в 1597 году, после указа о розыске и возвращении беглых крестьян с женами и детьми.  Русские мужики лишились личной свободы и попали «в крепость» к господам.

 

  В результате не только резко возросли поборы с крестьянства бояр и помещиков, но и изменилось отношение господ к своим крестьянам. Очень негативное влияние закрепощение крестьянства оказало на нравственность господствующего класса. Трудно исполнять христианские заветы о любви к ближним, прощении, милосердии и одновременно плетями гнать крепостных на барщину.

  

 В итоге обострился вопрос о церковном землевладении. Еще в конце XV-начале XVI вв святой Нил Сорский выступал против монастырского землевладения. Ему возражал другой святой Иосиф Волоцкий, доказывающий, что церковь должна иметь средства на дела милосердия. Но в то время, когда происходил этот спор, на Руси еще не было крепостного права и владение землей не предполагало владения рабами. В XVII веке все усугубилось.

 

 Видя все это некоторые люди впадали в грех осуждения и скатывались в другую крайность. Распространились ереси. В середине XVI века возникло, например, учение монаха Феодосия Косого, который указывая на многочисленные недостатки церковных иерархов, в том числе на сребролюбие и немилосердие к своим крепостным. Так же как западные протестанты, Косой отвергал храмы иконы и мощи. Еретики обличали недостатки архиереев и священников, но пуще того обличал и осуждал эти недостатки сам царь Иван Грозный, который на церковных соборах выставлял недостатки священников, говорил, что многие из них пьянствуют, дерутся, а некоторые занимаются непотребством и имеют наложниц. Но обличать и осуждать еще не значит делать доброе дело. Это Иван Грозный доказывал своим примером.

 

 Знаменитое русское благочестие в XVII веке все более превращается во что-то неблагочестивое. «Характеризуя это благочестие по историческим документам, каноническим и соборным памятникам, не можем не видеть огромного преобладания ритуализма. Страх осквернения, точное соблюдение "субботы", то есть церковного устава, сообщает порой иудействующий или наивно-детский характер древнему русскому благочестию», - пишет Федотов в кн. «Святые Древней Руси».

 

 Например, бритье бороды и усов многие «благочестивые» русские признавали смертным грехом и ересью. На Стоглавом Соборе государь говорил: "По грехам нашим слабость и нерадение вошли в мир в нынешнее время; нарицаются христианами, а в тридцать лет и старее бреют головы, и браду, и усы, и платы и одежды иноверных земель носят - по чему познати христианина?" (Стоглав. Гл. 5, вопрос 25). И Собор, назвав брадобритие латинскою ересию и ссылаясь на подложное правило святых апостолов и одиннадцатое правило Трульского Собора, которое гласит совсем о другом предмете, объявил, будто бы святые апостолы и святые отцы строго запретили брить бороду и усы и тех, которые бреют, прокляли и отлучили от Церкви (гл. 40).» - митрополит Макарий «История Русской Церкви».

 

 Форма и обряд имеет большое значение в православии, поскольку в торжественной церковной службе мы выражаем нашу любовь ко Христу, в небрежении церковными службами и постами, напротив, выражается противоположное чувство холодности и равнодушия к вере. Святые во времена иконоборчества в Византийской империи готовы были на муки, чтобы не допустить поругания икон, поскольку на них был Образ Божий. Но они делали это из любви к Богу.

 

 Никто из святых не пренебрегал молитвами и постами, они очень много молились, постились, очищая душу, и часто посещали храмы, но молитва органично сочеталась в них с самой жизнью, поскольку они старались во всем следовать заповедям Христа. Святые как правило во всем слушались решения церкви и епископов. Много было искренне верующих и среди русского народа, которые не только молились и постились, но и старались всеми силами исполнять заповеди. В которых суть истинная любовь по слову апостолов.

 

 Настоящими христианами были те, кто не осуждали других, а сами пытались исполнять заповеди Христа. Они не пытались переустроить земную жизнь, по слову Христа: «Царство мое не от мира сего». Но самой жизнью своей они доказывали, что несмотря ни на что, жива на Руси истинная вера. Их пример гораздо лучше влиял на людей, чем поучения и осуждения.

 Находились и среди дворян такие, которые  добровольно отвергали власть и богатство и вопреки обычаям и традициям своего класса решались бросить все и идти прямо за Христом.

 

 «Симеон Верхотурский († 1642), родом из дворян, оставил в Смутное время свою родину и пришел в Верхотурье, сибирский городок будущей Пермской губернии. Он поселился в пятидесяти верстах от города в селе Меркушинском, вел странническую жизнь, зарабатывая себе хлеб шитьем шуб ("с нашивками") и рыбной ловлей. Впоследствии старики вспоминали, что он, при бедности своей, старался кормить других и обращать в христианство язычников-вогуличей. Через пятьдесят лет после его кончины чудеса у могилы послужили основанием для местной канонизации. Св. Симеон не может считаться пустынножителем, хотя вероятно, что любовь к тишине и уединению привели его в сибирскую глушь. Основное содержание его подвига – социальное опрощение. Дворянин, добровольно ведущий крестьянскую жизнь, напоминает смоленского князя Андрея, ставшего пономарем в Переславле, отчасти московского боярина или князя, юродствовавшего в Клопском монастыре. Так подвизались многие неканонизованные праведники XVIII и XIX веков.»( Федотов «Святые Древней Руси».

Раскол

 

 Кто мог научить русский народ, что не в двуперстном крестном знамении, не в двоичном «аллилуйя», и не в знаменном распеве главный смысл и суть Христианства, а в переустройстве своей жизни по примеру Христа, в Самом Христе и в Слове Божием? Требовалась встряска, требовался наглядный, зримый урок, который бы отучил ценить сложившиеся в церкви в течении веков обряды, деятельность по украшению церквей выше заповедей, которых дал сам Христос, выше любви к Богу и к ближнему. А ведь то, что любовь к Богу проявляется не в обрядовости и не в золочении куполов сказал Сам Христос: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя… Не любяй Мя словес Моих не соблюдает» (Ин 14, 21-24).

 

 Неизвестно, куда бы завело русскую Церковь сползание в обрядовое фарисейство, если бы не страшный урок конца XVII века. Этим уроком стал раскол. Страшные «гари» раскольников в конце XVII века.

  Перед великим постом 1653 года патриарх Никон повелел в московских храмах креститься 3 перстами, как было принято у греков.

 

 Чтобы понять реакцию русских «ревнителей православия» надо вспомнить, что в постановлениях Стоглавого Собора было строго указано: «Иже кто не знаменается двумя перстами, яко же и Христос, да есть проклят!».

   Главным направлением реформы Никона было исправление русских богослужебных книг по греческим образцам. Решение об этом было принято на соборе 1655 года. После исправления на греческий лад оказалось, что старинные русские церковные службы были значительно сокращены.

 

  Многие священники, монахи, некоторые епископы резко выступили против реформы Никона считая ее отступлением от истинного христианства. Дело не кончилось только спором или даже лишением сана самых упорных раскольников. Дошло даже до вооруженного противостояния: апогеем сопротивления реформе стала осада Соловецкого монастыря, в котором раскольники держались до 1676 года. До смерти бились за двуперстие и треперстие, полагая в обряде суть христианства и путь к спасению.

 

 Против «новин» Никона выступили два епископа Павел Коломенский и епископ Вятский и Великопермский Александр. Только что место Вологодской и Пермской епархии была учреждена Вятская и Великопермская епархия. В 1657 году первым епископом в новую епархию прибыл Владыко Александр (родом из Сольвычегодска). Епископ Александр написал письмо против исправления книг царю Алексею Михайловичу в 1662 году. В 1666 г. в Москве был новый собор, на котором судили расколоучителей, в число которых попал и наш епископ Александр. Но он покаялся, признал исправленные книги и был возвращен в свою епархию, которой управлял до 1674 года.

 

 Тех, кто не каялся, безжалостно преследовали, порою казнили. Самый известным деятелем старообрядчества был протопоп Аввакум, который говорил о наступлении царствия антихриста. А бежать от этого царствия антихриста было некуда, разве что на небо. Поэтому Аввакукм сам «благословлял» на самосожжения староверов. В 1682 году он сам был приговорен к сожжению на костре.

 

 «Ревнители «древлего благочестия» бежали в сибирские и уральские леса. Многие раскольники считали, что уже наступило время антихриста, когда во время никоновской реформы церкви сознательно искажается учение Христа. Так получилось, что наибольшее число раскольников осело в Пермском крае. Вот почему изучая духовную культуру нашего края никак нельзя обойти раскол.

 Старообрядцы отделившись от Русской церкви не смогли найти согласия и между собой. Они сразу поделились на множество толков, которые отвергали не только официальную церковь, но часто и друг друга.

 

  С самого начала старообрядцы поделились на поповщину и беспоповщину. Беспоповщина решительно отвергала священников. Они считали, что теперь праведные люди могут обходиться без них, сами крестить и исповедовать. Поповщина, напротив, искали священинков, принимая беглых попов или лишенных сана за какие-либо провинности.

 

 Самые крайние раскольники относились к беспоповщине. Наиболее одиозны из них поморцы, которые считали, что всех приходящих из официальной церкви надо крестить заново. Они так же отвергали брак и считали, что всех перешедших в старообрядчество надо разводить. Но, увы, некоторые из них, не в силах вести целомудренную жизнь, вели далеко не безупречный образ жизни.

 Поморцы так же неоднократно устраивали самосожжения, прямо нарушая заповедь Бога «не убий». Не об раскольниках ли сказал Христос: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Еванг. от Марка, 7,9).

 

 В Прикамье раскольники появляются уже в 80-е годы XVII века. Особенно много их поселилось на западе Пермского края в районе Обвинского поречья, Оханска, Сивинского, Верещагинского, Очерского районов. Образовались целые кержацкие деревни, например: Оськино, Ларино, Захарята, Побоище, Косогор, Липа и Усть-Алтынск. Среди них были и поморцы, которые порою устраивали «гари». В Пермском крае известна так называемая Челвинская гарь в 15 верстах от п.Ильинский на реке Челве, в которой вместе с мужчинами-старообрядцами сгорели женщины и дети.

 

  Раскол стал тяжелым испытанием для Русской православной церкви. Но только он заставил трезво взглянуть на веру, понять, что обряды не главное в Церкви. После реформы Никона и раскола никто уже не придавал такое значение тщательно-фарисейскому исполнению обрядов, «двуперстию и троеперстию», «троению аллилуйя» и пр. как до раскола.

 

 Отвергать обряд выступать против украшения и благоустройства церквей нельзя на том основании, что не обряд и не пышность главное в Церкви. Протестанты в этом глубоко не правы. Если одежда не главное в жизни человека, это не значит, что хорошо ходить голыми или одевать что попало. Как отвергая одежду человек может погибнуть от холода, так и отвержение обряда может довести даже до духовной смерти, если оно соединено с учреждением нестроений, соблазнов и расколов в Церкви. Как послушный сын Русской православной церкви я признаю ее правила и обряды существенными и правильными, и отвергаю заблуждения раскольников.

 

  Но… святой Сергий Радонежский служивший в маленькой плохо украшенной и необустроенной церквушке, не любивший «злата» и пышности, крестился как было принято в четырнадцатом веке двумя перстами. Однако святой Сергий несравненно ближе к настоящей православной вере чем я, крестящийся правильно, тремя перстами.

 

Заключение

 

  Не нужно идеализировать «Святую Русь», в XV-XVII веках было много жестокости, насилия и соблазнов, не на высоте были и часть священнослужителей. Так же как и в ХХI веке во всех слоях общества были и такие, которые хотели «брать от жизни все» и в XVI веке. Для них христианство было только культурой, но не живым, подлинным божественным светом, который бы оживил и облаготворил их души.

 

 Но в то же время во всех слоях общества среди богатых и бедных, среди крестьян, среди священников и епископов, дворянства и царей были искренние люди, которые по слову Христа: «возьми крест свой и иди за Мной» пытались последовать в своей жизни идеалам христианства. Увы, как во все времена они оставались в меньшинстве. Хотя, мне кажется, в то время таких людей все таки было больше, чем сейчас.

   

 Почти всем святым пришлось испытать немало гонений, не только тем, кто обличал прямо царскую власть. Со всей своей любовью и всепрощением чистотой и милосердием смирением и покаянием святым трудно ужиться в мире, потому что мир живет по своим мирским законам. Но… «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Священное Писание предупреждает нас: «Не обманывайтесь! Дружба с миром есть вражда против Бога». «В мире скорби будете, —повторяет монах Артемий (Троицкий), заточенный при Иване Грозном на Соловки, евангельские мысли своим ученикам. — Ибо обычай есть живущих временными интересами ненавидеть Христовых учеников. Потому что премудрость Божия супротивна мудрости мира сего. Ее никто из князей века сего не разумел!».

                                                                    

Пермский край г.Чусовой